ПРОЗА |
Иные человеки... но ведь это обо всех о нас... |
Иные Человеки... Иные? Но, ведь, это же
про всех нас - каждый из нас ИНОЙ. Стоит
только сузить "допустимую"
границу отличий, увеличить число
параметров различия, и все большее
число Человеков попадет в "иные", и
чем уже граница (которая придумана
только для разделения, а значит, для
противопоставления), тем больше и
больше становится в мире "иных",
пока каждый из нас не становится "иным"
- одни более отличные, другие более
похожие... Но тогда вместе пониманием,
что все "иные", исчезнет за
ненадобностью и сама "граница" или
точнее эта "граница" устремляясь к
нулю, вдруг превратится в
бесконечность, охватывая весь живой
мир - и она перестанет быть границей
разделения, она станет границей
объединения (нельзя отделять себя от
всего мира и пытаться счастливо жить в
нем). Мы часто устремляемся мысленно
далеко в космос, пытаясь достичь иных
миров, встретиться с иными разумными
существами... Но каждый день мы
соприкасаемся с этими "иными мирами"
дома, в транспорте, на работе и не
считаем необходимым заинтересованно
заглянуть глубже в эти "иные миры",
понять их, вступить в контакт, понять
бесконечность этого "иного мира",
полюбить его за одновременную
похожесть и непохожесть на нас,
научиться у него чему-то доброму
светлому, чему-то доброму и светлому
научить его и стать богаче, гармоничнее,
счастливее от этого "межиного"
совместного касания нашими сердцами... Как сложно и как важно научиться в
этих контактах не скатиться к
примитивному сравнению "кто лучше".
В эту неумную "игру" нас научили
играть еще в школе, когда за каждый
ответ или выполненную работу нам
публично ставят "отметку" (а
точнее - "оценку") - "5", "4",
"3", "2", "1", словно,
ценники расставляют, расфасовывая всех
в различные группы "иных" - какая
группа "лучше" и на сколько. Мне
казалось, что отметки это очень
интимное, только для двоих - для Ученика
и для Учителя. Это условный сигнал о том,
что познано на "отлично" (условная
оценка знания), а что на "хорошо"
или "плохо" (еще более условные
оценки знаний) - чему нужно уделить
больше внимания, а чем уже можно
наслаждаясь пользоваться (ведь для
этого учимся?)... Это обратная связь,
которая ориентирует в пространстве
познания на то, что пока еще упущено. А
если и оценка, то только как оценка
СОВМЕСТНОЙ работе Ученика и Учителя, и
касается она только их двоих... Жаль что
оценка знаний подменяется оценкой
личности... Впрочем, возможно, что время
подскажет, как к этому относиться. И
разговор не совсем об этом... Как важно, сталкиваясь с теми "иными",
которые не так как "принято"
развиты физически или умственно или
духовно, не спешить строить свои
отношения с ними как с "больными" (или,
не дай Бог, как с "убогими" или "неполноценными"
- школьная привычка и здесь ставить "оценки").
Возможно, Эйнштейн слабо разбирался в
особенностях разведения кроликов,
медленно пробегал стометровку, совсем
не умел солить огурцы и ничего не
понимал в программировании, но разве
это дало бы основание кому-либо из нас
из-за этого относиться к нему свысока
или с жалостью? Как, впрочем, и он, вряд
ли считал обычных Человеков "недочеловеками",
если они не воспринимали его теорию
относительности. Мне кажется, что ужасны и недостойны
обе следующие крайности: во-первых,
когда родители отказываются от своего
ребенка, которого объявили "неполноценным"
(опять школьная привычка оценивать
Человека - а это право принадлежит
только Всевышнему) - простим им эту
слабость, нельзя, ожидать, чтобы каждый
Человек мужского пола был настоящим
Отцом (а значит, и Мужчиной), и каждый
Человек женского пола оказался
настоящей Матерью (а значит, и Женщиной).
Им, отступившим, еще самим придется
искупать эту вину - каждому перед своей
собственной совестью (есть такой
внутренний Судья, который сам выбирает,
когда придет время для обвинения, и сам
выбирает меру покаяния). А во-вторых, не менее ужасно, когда
родители главным своим чувством к
ребенку избирают жалость, унижающую в
нем достоинство Человека. Только
вместе с ним, только совместный поиск,
только совместный полет... Это как с
инопланетянином, прилетевшим к нам
посланцем других цивилизаций - он не
ущербный, просто он более "иной",
чем каждый из нас, ему нужно помочь
ориентироваться в нашем мире, а для
этого нужно самому научиться
ориентироваться в его мире. Это
постоянная совместная учеба, это
одновременное строительство "Мостика
Радости" с двух сторон - никто за
нашего ребенка (считается он больным
или нет) не построит его часть Мостика.
Сложность для родителей - понять как
именно устроен Мостик со стороны
такого ребенка, по какой-либо причине
"невошедшего" полностью в наш мир (он
еще частично, "одной ногой" где-то
там, в ином мире, откуда мы все когда-то
пришли, отгороженный от нас
полупрозрачной преградой, которую
нужно убрать), и научиться ВМЕСТЕ с ним
строить этот Мостик, ведущий и в наш мир
и одновременно к сердцам друг друга -
Ребенка и Родителя. Много ступенек
ведут к восхождению на этот "Мостик
Радости" - Доброта, Добросердечность,
Добродушие, Добродетельность,
Добропорядочность, Доброжелательность
и еще многие-многие, и самые главные из
них - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. И не какая-нибудь
волшебная палочка, а, именно, Любовь
поможет Родителям расколдовать свою
"заколдованную" Маленькую
Принцессу или "заколдованного"
Маленького Принца, которые, все равно,
останутся "иными", но способными
самостоятельно и счастливо жить в
нашем мире. Иные Человеки... Иные? Но, ведь, это же
про всех нас - каждый из нас ИНОЙ... Александр Пилигрим
|
|